Старинные гадания ( Сборник, 2009)

29 октября 2020 в 11:53

@ Алевтина Краснова

Когда-то очень давно гадание составляло одно из главных обрядовых действ языческого богослужения. Но с приходом на Русь христианства гадание, как и любая ворожба, не только не одобрялось, а даже запрещалось и преследовалось официальной церковью. В конце-концов старинные русские гадания, пережив века, из серьезного культового обряда превратились в своего рода забаву.

А почему бы и нет, ведь у многих народов богиня счастья и радости звалась Гадой, а слово «гад» означало исследование, испытание. Так почему бы и нам «счастья не попытать», а если при этом что-то неприятное привидится или услышится, надо лишь повернуться лицом к восходу, поклониться в пояс и произнести: «Спасибо!» Говорят, после этого ничего из загаданного не сбудется.

Гадание под окном

В полночь гадающие девушки садятся у окна и по очереди говорят: «Суженый, ряженый! Проезжай мимо моего окошка!» Если после этих слов под окном проедет веселая компания, проскачет тройка, колокольчиками позванивая, или промчится всадник с лихим присвистом — быть замужеству счастливому, а жизни веселой и сытой. Но если протащатся под окном деревенские розвальни — семейная жизнь навряд ли станет радостной и беспечной, а если после произнесенного заклятия так никто и не покажется — не бывать свадьбе в этом году.

На какие праздники можно гадать

На какой праздник принято гадать

Наши предки гадали во время крещенского сочельника (день Кащея и Белеса);

На Масленицу — зимний языческий праздник поминовения, дошедший и до наших дней, — пекли блины, устраивали кулачные бои в память о предках, славили вступивших в брак и символически наказывали холостых и незамужних;

Потом был пост, совпадавший с языческими воспоминаниями-мифами о том, как шел Дажьбог в царство Кащеево за украденной Мареной;

11 февраля надень Белеса — «коровий праздник», замещенный днем «Власия — сшиби рог с зимы», гадали на животных, кормили коров хлебами и поили их крещенской водой; 18 февраля гадали на день Марены, замещенный днем святой Мариамны-праведной.

В народном календаре она была названа Маремьяной-кикиморой, «одноглазой», равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре, а также кикиморе-судьбе. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму на вилы».

В первой половине марта закликали весну, гадали на комоедицы — праздник пробуждения медведя;

Всю весну славили Ладу, Лелю, Ярилу, а во второй половине марта поминали усопших, справляли тризны.

Ппричем во времена язычества само слово «тризна» имело значение, отличное от сегодняшнего «погребального пира», и означало «бой» или «ристание» — «дра-тися по мертвеци».

Украинцы до сих пор называют четверг Великой недели «Навським Великднем», т.е. днем навьев — мертвецов.

4 июня на Ярилин день славили бога весеннего плодородия, устраивали празднества, подобные древнегреческим мистериям в честь Диониса.

Наконец, с 19 по 24 июня праздновались русалии и день Ивана Купалы — кульминация языческой обрядности.

Эти дни сопровождались ритуальными плясками, игрищами, танцами-хороводами, разжиганием костров, пусканием горящих колес, молениям духам вод, купанием в росах…

20 июля отмечался день Перуна с обильными жертвоприношениями, обрядом срывания венков — посвящением девушек в женщины.

В августе отмечались зажинки и дожинки, сопровождаемые разнообразными ритуалами аграрной магии — гаданиями и прочими действами, связанными с началом и окончанием жатвы.

В сентябре наступало время общинных пиров со славословиями Рода и рожаниц, с пением ритуальных песен и питьем меда из ходившей по кругу ритуальной чаши-чары, разнообразными гаданиями, жертвами богам хлебов и животных.

Так как гадать наши предки старались в праздники или накануне их, есть все основания предполагать, что «языческая пятница» была своего рода божеством и покровительницей духов усопших.

По этой причине ритуальные гадания проводились в ночь с четверга на пятницу.

Многие исследователи видят в этом очередное доказательство двойственности славянских верований. Дело в том, что в европейской, да и в отечественной демонологии четверг считается наиболее благоприятным днем для контактов с «нечистой силой».

Вместе с тем обряд прикармливания и высматривания домового именно в четверг косвенно свидетельствует о том, что в языческой мифологии и магической практике этот день был посвящен духам жилища.

Как погадать на Троицу

Не сохранилось особых указаний на предмет того, какие же места особенно подходят для гадальных ритуалов, вместе с тем наиболее пригодными считались нежилые темные места — овины, бани, чердаки и подвалы.

Известны гадания, которые надлежало проводить у деревенской околицы, на раскрестках, на росстанях, на погосте, на церковной паперти, на берегу реки, зимой — у проруби, у колодцев и водоемов…

Гадание на Крестопоклонной неделе

Пекут «кресты» в среду и запекают в них кольца, деньги и крест. Кому крест достанется — трудно жить будет или умрет скоро, кольцо — замуж выйдет или женится, деньги — богатым станет.

Гадание на замужество с лентой — кладут под горшок ленту из косы, под другой — кольцо. Кто ленту-косоплетку достанет, той дома сидеть, кто кольцо поднимет, замуж пойдет.

Гадание на Троицу

  1. Накануне Троицына дня свивают по венку на каждого члена семьи и в рожь кидают. На Троицу вынимают и в речку пускают; чей венок не поплывет, а сразу потонет, значит пришло ему время умирать.
  2. В четверг перед Троицыным днем девицы собираются вместе, чтобы вьюнки завивать — прутья на березе вьюночком оплетают и лентами связывают, венки плетут и на ту березку надевают, после варят на всех кашу и едят. После каши кидают ложки через березу и примечают: куда ложка черенком упадет — оттуда и суженого ждать, туда и замуж отдадут.
  3. Перед Троицыным днем собирается молодежь и угощается яйцами и маслом перед тем, как вьюнки завивать; в Духов день вьюнки развивают и в речку бросают. Чей вьюнок поплывет — тому долгую жизнь пророчат.
  4. Гадание на замужество в Троицын день — бросают в реку березовые венки и примечают:

Потонет чей венок — к болезням или смерти, на месте закружится — дома сидеть по избе кружить, поплывет чей венок — к большому плаванью, к отъезду из дому родительского, к замужеству или свадьбе.

Гадания о ведьме

  1. Если кого заподозрили в ведьмачестве, то берут нож с изображением креста на рукоятке и бросают через голову — тогда ведьма откроется.
  2. Мажут салом детские башмаки, и тогда ведьмы не могут выйти из церкви, пока в ней находятся дети.
  3. Во время обедни на Рождество становятся на скамейку, сделанную из нового дерева и смотрят: кто отвернулся от алтаря — те ведьмы и есть. После чего нужно быстрее идти домой, чтобы ведьмы не настигли и не растерзали увидевшего их сразу же после службы.
  4. Если посмотреть в глаза человека обычного — увидишь свое собственное изображение, а ведьму можно узнать по тому, что изображение в ее глазах перевернуто.

Гадание на снегу

Еще вечерком девушки гадали на снегу. Если хочешь узнать характер будущего мужа, выйди поздно вечером во двор и ложись навзничь в снег.

Если наутро след гладким останется — муж будет покладистым и добрым, а если место будет иссечено — драчливым и вздорным. Гадание на поленице Гадающие, зажмурясь и пятясь задом, подходят к поленице и не глядя вытаскивают из нее по полену. Гладкое, толстое, без изъянов и сучков — мужа богатого, красивого и доброго сулит, ободранное — нуждающегося, без коры — бедного, сучковатое — злого, а корявое или треснувшее на физические недостатки будущего супруга намекает.

Происхождение старинных русских гаданий

Старинные русские гадания популярны до сих пор. Полуязыческий, полухристианский строй верований, понятий и образа народной жизни наложили свой отпечаток и на гадальные ритуалы русской деревни.

Причем в народной религии было принято отмечать праздники «вместе» со всеми существами, населяющими Мать сыру землю, независимо от их языческого или христианского «происхождения».

Вот и получалось, что на Пасху славяне вроде как ограждались молитвой и крестным знамением от «нечистой силы» и тут же христосовались с ней! — ведь согласно языческим и народным поверьям, на Пасху даже черти катают крашеные яйца на перекрестках, поскольку это один из излюбленных праздников всех сверхъестественных существ!

Есть все основания предполагать, что некогда существовал определенный годовой порядок повседневных, ритуальных, обрядовых и праздничных гаданий.

В Древней Руси летосчисление велось не от Рождества Христова, а от сотворения мира, поэтому Новый год совпадал с астрологическим и отсчет нового календарного года начинался с марта.

Поэтому совпадал со временем пробуждения природы и новым циклом земледельческих крестьянских работ.

При Иване III, Великом князе Московском, последним месяцем года считался август, а Новый год начинался 1 сентября. Встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января начали в России всего лишь 300 лет назад при Петре I.

После принятия юлианского, а потом и григорианского календарей порядок гаданий перепутался, позабылся.

Кроме того, не следует забывать, что официальная церковь никогда не одобряла «языческие непотребства» и выступала против сохранения элементов языческой обрядности в народной культуре.

Славянский год начинался с Коляды или зимних святок и продолжался до Крещения. Вечером накануне Рождества (свадьба Дажьбога и Марены по языческому календарю) ходили по домам мальчишки и девчонки с «вертепом и звездою» — колядовали.

Читали стишки-щедровки, пели песенки-колядки, за это одаривали их гостеприимные хозяева подарками — сластями, а то и деньгами.

Многие исследователи полагают, что коляды носили на Руси не только аграрно-магический и ритуально-поминальный, но и любовно-брачный характер.

Так как гадать на святки считалось к сватовству, сговоркам, рукобитию, отводинам и прочим предсвадебным, свадебным и послесвадебным обрядам.

Гадания с целью узнать свою будущую судьбу

Очень популярным было гадание по соломке со стога сена. Гадающие по очереди подходили к стогу и выдёргивали из него по соломке. Если она оказывалась густой и длинной — гадающий мог рассчитывать на хороший год, если соломка была ломкой, тонкой и короткой — год пройдёт не очень хорошо.

Гадания с использованием крапивы также оставались одним из самых главных способов узнать, могут ли злые духи пробраться в дом. Человек срывал крапиву и разрывал её на множество мелких кусочков, которые вечером рассыпал вокруг дома сплошной линией. Если утром линия была порвана, это означало что злые духи способны пробраться в дом и навредить его обитателям.

Иногда и молодожёны прибегали к гаданиям. После свадьбы молодой жене давали веник, чтобы она символично вымела пыль. Делая это, невеста ходила по кругу и кланялась своей новой семье. В это время ей кидали деньги и она должна была их сметать. Чем больше денег она подмела — тем счастливее и обеспеченнее будет семья в будущем.

На следующий после свадьбы день молодожёны шли за водой к источнику, взяв с собой родственников, сватов и подружек невесты. Набирая воду, молодая жена бросала туда яблоки, монеты, лила вино. После жена кланялась свекру, свекрови, сватам и умывала их собранной водой. После она давала родственникам полотенце и получала вознаграждение. В зависимости от количества полученных за это денег узнавалось, какое благополучие ожидает семью в будущем.

Иногда невеста брала на венчание яблоко. Вернувшись домой, они с мужем делили его и съедали. Считалось, что последний, кто доест яблоко, будет хозяином и главой дома.

Рождественские, новогодние и святочные гадания на Руси

Гадание имеет такую глубокую древность, что уже многочисленные виды его мы встречаем среди различных памятников Египта, Греции и в других странах мира.

Среди славян гадание было весьма распространенным, и им преимущественно занимались жрецы, ведуны, знахари, ворожеи, кудесники и колдуны. Даже в библии и то мы встречаем неоднократные случаи гадания. В древней Руси гадание было распространено особенно в эпоху теремного затворничества. В длинные, зимние вечера сенные девушки боярыни и боярышни коротали время и пытались проникнуть в область таинственной судьбы и разгадать свое будущее.

Виды гаданий крайне разнообразны и поэтому, не приводя здесь всех, мы остановимся лишь на наиболее употребительных и популярных.

ЛИТЬЁ ВОСКА Для того, чтобы можно было выполнить это гадание, берут восковую свечу(можно и простую, парафиновую, елочную) и изломав ее на мелкие кусочки, положить в металлическую ложку. Ложку нагревают на свечке до тех пор, пока кусочки пока кусочки не превратятся в расплавленную жидкость. Когда воск растаял, берут таз с водой и сразу одним духом выливают в воду содержимое ложки. По полученной фигуре гадают, причем большую роль здесь играет фантазия. Одни видят в бесформенных массах воска автомобиль, другие — фигуру молодого человека или молодой девушки, третьи — кровать (болезнь). Четвертые — поезд, пятые — гроб и т.д.

КОЛЬЦО В ВОДЕ. Надо взять обыкновенный стакан с совершенно ровным дном, без всяких рисунков, налить в него три четверти воды о осторожно опустить на середину круглое обручальное кольцо, предварительно вычищенное. Потом надо продолжительное время смотреть через воду в середину опущенного кольца. При довольно богатой фантазии, многие уверяют, что видят лицо будущего жениха.

ПОДСЛУШИВАНИЕ. Ходят слушать к запертой церкви к ее дверям или часовне, выбирая для этого ясную, лунную ночь. Слушающие обязательно должны быть девушки! По поверию, будто бы. Можно услышать или венчальное пение или за упокой — кому суждено в этом году выйти замуж или умереть.

БРОСАНИЕ БАШМАЧКА. Гадающие девушки обыкновенно выходят за околицу деревни и бросают впереди себя башмачки (с левой ноги). И уже, судя по тому, куда указывает носок башмака можно судить о том , с какой стороны будет суженый. Если же носок башмака указывает на околицу, то это означает, что гадающая в этом году замуж не выйдет.

ГАДАНИЕ С ПЕТУХОМ. По полу рассыпают считанные зерна и потом ровно в 12 часов ночи берут петуха с нашеста (рекомендуется черного) и пускают его в комнату, где сообразно с поведением птицы расценивается будущее. Если все зерна склеваны, то в этом году будет удача, и тот, кто кормил, выйдет замуж. Если склевано некоторое количество зерен, то по этому можно определить, через сколько времени совершится событие или какая из девушек выйдет замуж. Предположим. Петух склевал три зерна, значит, 3-я девушка выйдет замуж. Если петух вообще не клевал — это означает неудачу в этом году.

ГАДАНИЕ С ЛОДОЧКОЙ для этого гадания берут таз с водой так, чтобы он был не совсем наполнен водой. На бортах этого таза вешают или прикрепляют перегнутые полоски с именами гадающих или пишут на них возможные события: свадьба, увлечение, похищение страстная любовь, неудачи, болезнь и т.д. берут скорлупу грецкого ореха (его половинку) и в середине его устанавливают маленький огарочек свечи (можно елочной). Пускают кораблик на середину таза, и в зависимости того, к какому краю он подойдет и какую бумажку подожжет, такое событие и случится с тем, имя которого написано на бумажке или кто гадает.

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ. Надо заготовить маленькую бумажку и карандаш к тому времени, когда под новый год будут бить часы 12. После первого удара надо успеть написать желание, сжечь бумажку, размешать пепел в шампанское и выпить прежде, чем часы закончат бить 12.

ИМЯ СУЖЕНОГО. Выходят за ворота и опрашивают прохожих, спрашивая имя женщины у мужчин или имя мужчины у женщин. Указанное имя обыкновенно указывает на имя суженого или суженой.

ПРЫГАНЬЕ ЧЕРЕЗ КОСТЕР. В ночь под Ивана Купала разводится большой костер из сучьев и соломы и прыгают через огонь с разбега. Причем, удачный прыжок, если пламя не коснется прыгающего и не будет искр, означает выход замуж или удачу.

ГАДАНИЕ С ЛЕПЕШКОЙ. Вечером по новый год пеклась лепешка из муки с большим количеством соли. И потом ее клали под подушку гадающего. Но так чтобы он не знал что ему положили эту лепешку. Обычно это делает кто-то другой (родители, подруги). А утром спрашивают, что приснилось ночью. Если приснилось, что кто-то подал воды напиться и кто — то это и будет его суженый.

Все гадания, а также перемена личины, т.е. маскарад, осуждались церковью в свое время и считались делом нечистым. Вот почему в народных обычаях время гаданий приурочивалось к 12 часам ночи. Наиболее удачными днями гаданий считаются Святки, ночь под новый год, под Крещение и летом в день Ивана Купалы. Обычно в старину гадавшие и ряженые в день освящения воды на Крещенье, несмотря ни на какой мороз, окунались в прорубь, смывая этим свои грехи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: